16 января в Нижегородской духовной семинарии прошли XIV детские городские Рождественские чтения. Тема чтений - «Храмовое зодчество: От Руси к России». В этом году в конкурсе приняли участие более 300 учащихся школ города, 24 человека вышли в финальный тур. Среди них учащиеся школы № 29 и № 187 Советского района. Конференция открылась литературно-музыкальной композицией, подготовленной учащимися №187 Советского района, на базе которой функционирует городской ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию.
Дети представили презентацию, посвященную истории архитектурных стилей в русском храмовом зодчестве, читали стихи, исполняли песни, прославляющие красоту русских храмов.
На конференции были заслушаны семь лучших докладов. Среди них работа ученицы 10 класса школы №187 Дарьи Авериной. Она рассказала о забытых архитекторах, которые трудились над созданием и реставрацией известных нижегородских храмов: Николае Ужумедском-Грицевиче, Василии Брюхатове и Петре Бойцове. «Я считаю, что мы должны знать архитекторов своего города. Для этого на всех постройках, на мой взгляд, должны быть мемориальные доски с указанием их имен, – поделилась своим мнением Дарья. – Взять, к примеру, нижегородского архитектора Петра Бойцова, который был среди реставраторов Староярмарочного собора. Современные исследователи затрудняются назвать дату его рождения, не удалось найти ни одного некролога, сообщающего о его смерти. До сих пор не обнаружено место его захоронения».
Работу, посвященную реставрации Казанской церкви, выполнили сыновья известного нижегородского архитектора-реставратора высшей категории Виктора Коваля – Артемий и Арсений Ковали, учащиеся школы №29. Мальчики признались, что подошли к своей теме с особым чувством. «Проект реставрации Казанской церкви наш отец выполнял в 2003-2004 годах. В этой работе он выступил нашим консультантом. Мы изучали, как менялся архитектурный облик храма от начала его постройки до наших дней, – рассказали братья. Во время работы над нашей темой мы выезжали в Дивеево, разговаривали с местными жителями, производили фотосъемку».
В завершение чтений участников и их наставников приветствовал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «В течение последних десятилетий в нашей стране идет активное возрождение храмов. Восстанавливая храмы, мы возвращаемся к истокам жизни нашей страны, к сердцу нашего народа. Замечательно, что вы в столь юном возрасте глубоко погружаетесь в изучение истории храмового зодчества Руси и великой России».
Традиционно по вторникам в храме в честь Владимирской Оранской иконы Божией Матери и защитников Отечества проходит образовательный лекторий по основам Православного вероучения. Занятий проводит катехизаторы благочиния Елена Константиновна Быстрова и Олег Евгеньевич Галкин. Каждое занятие сопровождается видеофильмом.
Прихожане с благодарностью посещают занятия лектория, благодаря за расширение знаний по истории Православия.
15 января 2019 года пришли поздравить пожилых людей и сотрудников ГБУ «Областной центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» со светлыми праздниками Рождества Христова и Крещения протоиерей Андрей Читавин и социальный работник Ольга Галкова.
Отец Андрей рассказал о празднике Рождества Христова, о том как по преданию Вифлеем спал глубоким сном и двери домов были наглухо закрыты для Сына Божьего. Мир принял своего царя в пещере для скота и только животные в холодную ночь согревали Младенца своим дыханием. Они не прикасались к пище, чтобы в охапке сена, как в мягкой колыбели он мог бы укрыться от стужи. Младенец, в Вифлеемской пещере источал дивный свет.
В преддверии еще одного главного Христианского праздника – Крещения Господня, отец Андрей рассказал о Великом водоосвящении, которое совершается дважды. Первое – 18 января, накануне праздника Крещения, второе – в день праздника. Никакого отличия у воды нет, ведь 18 и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней.
Слушатели задавали вопросы: «Правда ли, что вода на Крещение становится святой везде, и нет нужды идти за ней в храм, можно набрать дома из-под крана? Как правильно принимать святую воду и т.д.»
«Важно понять, что освящение вод происходит не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, просфору или освященный елей), человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие, необходима вера и надежда на Бога» – подробно ответил Отец Андрей.
15 января в ГБУ «Областной центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» прошла рабочая встреча протоиерея Андрея Читавина и социального работника Галковой Ольги храма Владимирской Оранской иконы Божией Матери и защитников Отечества Нагорного благочиния с заведующей отделения социально-консультативной помощи Додоновой Татьяной Николаевной и методистом-психологом управления Мариной Евгеньевной Степановой.
В ходе встречи обсуждался план основных социально значимых совместных мероприятий благочиния и центра социального обслуживания. Были назначены ориентировочные даты проведения мероприятий.
13 января волонтёры и прихожане Нагорного благочиния участвовали в Святочных гуляниях.
Перед шествием был отслужен молебен в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на улице Большой Покровской. Затем участники шествия с Вифлеемскими звездами по улице Большой Покровской отправились к площади Минина и Пожарского.
Святочное шествие закончилось у часовни в честь Образа Спаса Нерукотворного в Нижегородском кремле совместной молитвой. Но гуляния продолжились перетягиванием каната, хороводами и народными играми. Здесь всех ждали пироги с горячим чаем и тематические сувениры.