4 июня 2020 г. состоялось финальное занятие онлайн-лектория по Литургике в рамках Просветительского проекта «НАШ ЛЕКТОРИЙ».

Проект реализуется по благословению иерея Сергия (Сержантова), духовника Православного молодежного движения "Петр и Феврония" при Нагорном благочинии Нижегородской епархии. Деятельность осуществляется при поддержке «Нижегородского клуба» им. митрополита Николая (Кутепова). Организационной работой в процессе лектория занималась выпускница Центра подготовки церковных специалистов "Покров" им. митрополита Николая (Кутепова), катехизатор Монич Ирина Анатольевна.

Начиная с 26 апреля 2020 г., было проведено 12 онлайн-встреч на темы:

«О богослужении. Богослужебное время»;

 «Происхождение и внутреннее устройство православных храмов»;

 «Состав и устройство православного храма. Собор, храм, часовня, церковь - в чем разница»;

«Священные изображения в литургическом пространстве храма. История и состав храмового иконостаса»;

«Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов): место подвига на поле сражения с врагом и в повседневной жизни»;

 «Церковно- и священнослужители. Церковные облачения»;

«Церковное пение: от истоков к современности»;

 «Божественная Литургия. Проскомидия и Литургия оглашенных»;

 «Божественная Литургия. Литургия верных»;

 «Церковные праздники»;

«Всенощное бдение»;

 «Таинства в Православной Церкви».

Занятия проводили преподаватели Нижегородской духовной семинарии иерей Александр Калаганов и Дьяконов Алексей Владимирович,

 

а также выпускница Центра подготовки церковных специалистов "Покров" им. митрополита Николая (Кутепова), катехизатор Монич Ирина Анатольевна.

В качестве слушателей в лектории приняли участие около 100 человек, 30 из которых регулярно выполняли контрольные задания после каждого занятия.

В дальнейшем планируется организация лектория по Библеистике.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Видеозаписи всех встреч имеются в свободном доступе в группе Просветительского проекта «НАШ ЛЕКТОРИЙ» Вконтакте https://vk.com/ourlektoriy , а также на канале YouTube https://www.youtube.com/channel/UCbcXxwlqz3t8Yz8EiQFCzdA?view_as=subscriber

7 июня 2020 года. Троица – это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства).

Праздник называется иначе Троицыным днем, потому что с сошествием Святого Духа на апостолов вполне открылась Святая Троица и закончилось дело Ее о спасении людей. Празднование Святого Духа совершается на другой день после Святой Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днем». 

Праздник Святой Троицы называют Днем рождения Церкви

6 ИЮНЯ - ТРОИЦКАЯ  РОДИТЕЛЬСКАЯ  СУББОТА. По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Эта родительская суббота получила название Троицкой и предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы.

Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. В Троицкую субботу, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу:

«Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

3 июня. Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. 

Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыню Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святомублаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена.

Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

28 мая Православная церковь отмечает праздник Вознесения Господня.

В этот день вспоминаются события, когда воскресший Христос на глазах у учеников поднялся от земли к небу и исчез, перейдя из мира людей в Царство Небесное.

Иисус Христос на протяжении сорока дней после Своего Воскресения являлся ученикам. По прошествии этого срока Спаситель собрал апостолов в одном из домов Иерусалима и обратился к ним с проповедью. Он напомнил о том, что исполнилось пророчество о Его крестной смерти и воскресении. Апостолам Христос заповедовал идти на евангельскую проповедь к разным народа мира. Иисус предупредил, что на долю Его учеников выпадет много испытаний, но они их преодолеют.

Затем Спаситель вывел учеников на Елеонскую гору и повелел им ждать в Иерусалиме несколько дней знака от Него. Христос говорил о приближении Пятидесятницы и схождении Святого Духа на учеников, но они об этом еще не знали. После сказанных слов, Спаситель начал подниматься от земли к небу на облаке, постепенно исчезая в небе.

Апостолам в тот момент явились два ангела в белых одеждах и сказали, что во дни Второго Пришествия  Христос явится именно так, как вознесся на небо. О своем вознесении на небеса Спаситель задолго до смерти рассказывал ученикам. Об этом великом дне есть упоминания в Евангелиях от Марка и Луки.

Елеонская гора в Иерусалиме, на которой и произошло Вознесение Господне, называется также масличной, потому что на ней с древних времен была засажена маслинами. На горе расположено порядка 150 000 захоронений, среди которых много героев ветхозаветных событий.

Здесь же расположен и Гефсиманский сад, в котором пред арестом молился Спаситель. Елеонская гора впоследствии стала местом появления нескольких христианских монастырей. Один из них посвящен событиям Вознесения Господня.

Вознесение Господне празднуется десять дней. Среда накануне является днем предпразднства, в который в храмах совершается обряд отдания Пасхи – Светлого Воскресения Христова. Вечером в церквях проходит служба всенощного бдения. На ней зачитываются стихиры и паремии из богослужебной книги – Цветной триоди. На утрени читается Евангелие от Марка.

Восемь последующих дней являются днями попразднества. В храмах проходят богослужения, прославляется событие Вознесения на небо Иисуса Христа. В пятницу на седьмой неделе после Пасхи совершается отдание Вознесения Господня. Во все сорок пасхальных дней и в дни празднования Вознесения Господня церковнослужители облачаются в белое одеяние.

Во многих регионах в этот праздник принято поминать умерших. На Руси женщины лепили из теста «поминальные хлебцы» и «небесные лесенки», в помощь предкам, чтобы им удобнее и быстрее было добраться до райских ворот. Люди относили эти лесенки на могилы родственникам или в поле, чтобы зерно тянулось к солнышку и небу.

Также женщины готовили особые блины, которые назывались «Христовы лапотки». По преданиям, Спаситель от Пасхи до Вознесения Господня обходит всю православную Русь. Эти блины считались Христу «на дорожку».

В этот день было принято не работать. Люди ходили в гости к родным и друзьям или приглашали их к себе.

В этот праздник полагается уважительно и с большим вниманием относиться к убогим. Легенда гласит, что в это время по миру в облике нищего гуляет Иисус Христос.